Главная » Техника катания » Механизм дополнительной активизации мышц (ДАМ) в современном слаломе и гиганте

Механизм дополнительной активизации мышц (ДАМ) в современном слаломе и гиганте

При быстром спуске лыжника по горнолыжной трассе происходит активизация его мышечной работы. С этим явлением не вступает в противоречие общеизвестный факт: хорошо подготовленный спортсмен расходует энергию мышц крайне экономно. Дело в том, что лыжники суперкласса намного лучше координируют мышечную работу и способны при спуске просто блокировать активность ненужной группы мышц.

Тут можно привести пример с подростком, подтягивающимся на перекладине. Как только им достигается силовой предел, так сразу начинают подключаться мышцы, которые напрямую не участвую в акте подтягивания. Речь идёт о мышцах ног, живота, шеи, лица и т.д. То же самое происходит и с горнолыжником. Когда спортсмен достигает своего технического и физического потолка, автоматически возникает ненужная мышечная активность. Специалисты считают, что по степени включенности «лишних» мышц во время движения по трассе можно судить о техническом уровне спортсмена, а также о его психологической и физической подготовленности. Таким образом, навык мышечного расслабления можно отнести к одному из факторов, способствующих росту уровня мастерства спортсмена-горнолыжника.

В данной статье мы поговорим о принципах активизации мышц с целью увеличения скоростных показателей в слаломе и гиганте. Назовём этот механизм дополнительной активизацией мышц (ДАМ). Использование ДАМ в слаломе и гиганте до некоторой степени подтверждается более высокими скоростными показателями у мужчин, средняя сила мышц которых выше женской (в данном случае пропорции и психологические особенности в рассмотрение не берутся). Вряд ли скорость можно обусловить одной чистотой следа и степенью «плотности» проезда к флагу (так считает, к примеру, Г. Гуршман). Если бы это было так, то женщины бы не уступали на трассе мужчинам. Заметим в связи с этим, что ДАМ лучше всего применять только на таких поворотах, которые лыжник «обязан» преодолеть с большей скоростью.

ДАМ наиболее наглядно проявляет себя в стартовом разгоне, когда становятся необходимы «коньковые движения». Впрочем, когда скорость в слаломе и гиганте достигает «крейсерских» показателей, то чистый «конёк» не только теряет эффективность, но и вредит спортсмену. И всё же, даже в ситуации параллельного движения лыж существует ресурс для ускорения, который напрямую связан с работой спортсмена «по вертикали» (это явление можно ещё назвать пампингом) и присутствием на склоне неровностей условного характера.

ДАМ в случае езды на роликах

Для примера эффективности ДАМ возьмём область далёкую от лыж. И так, рассмотрим движение спортсмена, который ездит на роликовых коньках по круглой рампе (Рис.1). Роллер только сгибает и разгибает ноги, не делая при этом коньковых движений, но разгоняется достаточно сильно и способен выпрыгнуть выше верхней границы рампы. Следовательно, он способен увеличить изначальный запас физической энергии. Чтобы достичь такого эффекта, роллер поступает следующим образом. Во время съезда он производит сгибание ног, что приводит к увеличению глубины спуска и скорости. После этого, перед началом движения вверх, спортсмен резко распрямляется, что придает его телу добавочное вертикальное ускорение и, естественно, убыстряет подъём. Точно таким же образом ДАМ используется лыжниками и сноубордистами в хаф-пайпах.

ДАМ в случае езды на роликах

Спуск на лыжах по прямой линии. ДАМ на возвышениях

Теперь разберём механизм ДАМ применительно к слалому и гиганту, для чего возьмём два гипотетических примера. В первом случае рассматривается имитация относительно продолжительных поворотов (Рис.2). Допустим, лыжник совершает спуск по склону, имеющему крупные возвышения, и успевает проехать от вершины к вершине за 1-1,5 сек., что вполне нормально для поворотов гиганта. С целью увеличения скорости спортсмен, достигнув вершины возвышения и намереваясь съехать с него, выпрямляет ноги, то есть приподнимается над склоном (и чем выше приподнимается, тем лучше). Осуществляя съезд с возвышения, спортсмен приседает, но по достижении дна вновь производит резкое распрямление ног. В ходе въезда на новое возвышение спортсмен сгибает ноги, но достигнув вершины опять распрямляется и так далее. На ускорении спортсмена-лыжника влияют следующие факторы: 1) растёт крутизна съезда центра массы с предыдущего возвышения; 2) снижается крутизна въезда центра массы на следующее возвышение; 3) растёт средняя крутизна спуска; 4) получение телом в нижней точке впадины дополнительного ускорения (вертикального импульса) к вершине следующего возвышения. Те движения, которые лыжник совершает на больших возвышениях в чём-то похожи на хаф-пайп.

Спуск на лыжах по прямой линии

По-другому складывается ситуация на коротких возвышениях (Рис.3). Допустим, что на предельно пологом склоне спортсмены-лыжники накатали небольшие возвышения-бугры, а также неглубокие впадины, длина которых соразмерна длине лыж (такое часто бывает в траверсах на лыжных курортах). Осуществляя прямой спуск, лыжник значительно ускорится, если резко выпрямит ноги на нисходящем участке впадины или возвышения. Также он ускорится, если на восходящем участке возвышения резко и с опережением согнёт ноги, то есть «оближет» вершину.

Возрастание скорости происходит по следующим причинам:

  1. резко выпрямленные ноги на нисходящем участке возвышений заставляют лыжи сильнее давить на линию склона, а вместе с силой тяжести это даёт существенное увеличение скорости;
  2. ноги, выпрямленные с достаточной быстротой, дают лыжнику ускорение по направлению к вершине возвышения;
  3. быстро согнутые ноги во время восхождения на возвышение снижают давление лыж на линию склона и уменьшают торможение при въезде спортсмена на вершину.

Рисунок 3

Отличия ДАМ на «коротких» и «длинных» возвышениях определяются не только разной геометрией и размерами описанных нами условных препятствий, но и влиянием времени. Возвышения небольших размеров (которые можно назвать маленькими ямами, или хав-пайпами) преодолеваются спортсменом за достаточно короткие временные отрезки, а потому вертикального ускорения, полученного на дне впадины, вполне хватает, чтобы без труда достичь вершины следующего возвышения и преодолеть его подъёмную часть с минимальной опорой на снег. Преодоление возвышений большой длины требует достаточно много времени, которое не позволяет осуществить малоопорный подъезд в ходе подъёма на возвышение. Справедливости ради стоит заметить, что при более тщательном рассмотрении механизм ДАМ на больших и малых возвышениях почти ничем не отличается.

 

Механизм ДАМ в области горнолыжного слалома и гиганта

 

Рассмотренные нами модели ДАМ при езде по круглой рампе на роликах, «хав-пайпах», возвышениях большой и малой величины дают представление о возможном методе увеличения скорости благодаря усилению мышечной активности в гиганте и слаломе.

Езда поворотами, даже при наличии совершенно ровного склона, может быть представлена, как преодоление условных препятствий двух типов. Первые (они же главные) – препятствия, которые расположены в плоскости склона (назовём их « условными хайф-пайпами»), то есть «поворотные дуги», похожие сверху на роллерные рампы (Рис.4).

Вторые – препятствия в виде условных возвышений. Располагаются эти препятствия в плоскости, которая перпендикулярна склону, и вызваны разной крутизной спуска спортсмена-лыжника в тех или иных точках. Здесь мы лишь кратко заметим, что условное возвышение – это само возвышение и впадина, в которую оно переходит. Боковая проекция условных возвышений является кривой линией S-образного типа (Рис.4). На этом рисунке вы видите сопряжение двух крутых поворотов, выполненное на основе реальных пропорций, а также отвечающие их размерам условные возвышения, появляющиеся на склоне, крутизна которого равняется 30°.

Рисунок 4

Без ухода от основной темы добавим, что расположение вершинной и низинной частей условных препятствий можно легко установить по траектории поворотов (точки возвышений и поворотов на Рис. 4 соединены пунктирными линиями).

Описанные нами выше механизмы ДАМ тем или иным образом могут быть использованы в гиганте и слаломе, где они являются по сути усиленной – на определённых участках поворота – «работой по вертикали» спортсмена-лыжника (здесь вполне можно использовать термин «пампинг»), то есть активным сгибанием и разгибанием ног и всего туловища. Ясно, что относительно поверхности склона работа по вертикали может менять свой вектор согласно наклону (крену) лыжника внутрь поворотов. Таким образом, реальный вариант ДАМ происходит не в плоскости, а в сложно искривлённой поверхности, которую достаточно трудно проанализировать.

Исходя из всего вышесказанного, мы решили рассматривать механизм ДАМ не в этой сложной поверхности, а в перпендикулярных друг другу направлениях. Одно из них идёт перпендикулярно склону (на условных возвышениях), другое – параллельно склону (в условных впадинах). Эти разновидности ДАМ можно условно назвать вертикальной ДАМ и горизонтальной ДАМ. Можно назвать и вовсе просто – ДАМ возвышений и ДАМ впадин. Так как глубина условных впадин существенно превышает высоту условных возвышений, ДАМ горизонтального типа довольно часто эффективнее ДАМ вертикального типа.

Можно предположить, что применительно к слалому и гиганту наиболее эффективной окажется ДАМ с отталкиванием от нижней точки условной ямы или впадины. Рис. 4 отчётливо показывает, что нижняя точка условной ямы локализована в зоне объездного флага, тогда как нижняя точка впадины условного возвышения – на четверть поворота (т.е. угла поворота) раньше и позже. Данный фактор определяет зону поворотов, где механизм ДАМ становится наиболее эффективным. Что касается горизонтальной ДАМ, то здесь отталкивание от дна наиболее эффективно в зоне «до» и сразу «после» объездного флага. Вертикальная ДАМ эффективна позже на четверть поворота. Тот же Рис. 4 показывает области поворотов, обозначенные соответствующими цветами – розовым и красным.

Получается, что область эффективности ДАМ при «отталкивании от дна» распространяется на четверть поворота в зоне объездного флага и чуть ниже его. Такое положение дел вполне отвечает современному взгляду на эту проблему: «… лыжи необходимо загрузить либо над линией нисхождения склона, либо в момент входа в неё». Заметим, что если траектория поворота будет рассмотрена сверху, то обнаружится ускорение лыжника при отталкивании от дна условной ямы не только в направлении центра поворота, но и, частично, его окончания. Эта разновидность ДАМ должна быть, как нам кажется, более эффективной в поворотах искривлённого типа.

Конечно, не стоит забывать и другой механизм ДАМ, используемый при увеличении среднего показателя крутизны спуска. Главным образом это актуально для гиганта. Только в этой дисциплине наиболее распространено распрямление лыжника в начале поворота и плавный медленный крен к его центру, что позволяет достичь вершины условного возвышения с достаточно высоко локализованным центром массы. Впрочем, дна условных ям лыжники достигают, как правило, приближая центр массы к склону благодаря сгибанию ног и сильному наклону к центру поворота. После этого, достигнув впадин условных возвышений, они выпрямляют ноги с большим усилием, что даёт возможность выталкиванию центра массы соединиться с его толчком по направлению движения спортсмена в следующем повороте.

Техника выполнения ДАМ

Отталкивание от дна довольно часто (и в корне неправильно) ассоциируется с каким-то кратковременным судорожным движением. Однако в реальности это действие продлено во времени и является достаточно мягким, что сохраняет необходимое (т.е. резаное) движение лыж, которое действительно может быть нарушено слишком резким жестом.

Стоит, впрочем, упомянуть об одном парадоксальном обстоятельстве. В самом начале отталкивание от дна должно быть довольно резким, так как в этот момент оно работает не только на ДАМ, но и компенсирует снос центра массы наружу поворота. Тем более что резаное движение лыж в этот момент невозможно.

У лыжников может появиться уместное возражение – как можно осуществить выталкивание в ситуации, когда ноги и так сильно нагружены? Да, это верно. Но ведь мы не говорим про все типы поворотов. Существуют и такие повороты, в которых ускорение не является первоочередной задачей.

Плюс к этому, не стоит забывать, что ДАМ можно использовать и в верхних, менее нагруженных участках поворотов. Именно по этой причине горизонтальная ДАМ (отталкивание в условной яме) должна эффективнее проявиться на участке поворота «до объездного флага».

В заключение этой статьи хочется выразить надежду, что изложенные в ней теоретические соображения пойдут на пользу не только тренерам и профессиональным лыжникам, но и активным любителям горнолыжного спорта.